Ввиду стремительного развития информационно-телекоммуникационных технологий способы совершения преступлений вышли на новый уровень.
Сегодня мошенники используют в своей преступной деятельности средства телефонной связи, популярные мессенджеры и социальные сети, приложения, нейросети, чат-боты и многое другое.
По данным ОМВД России по Белокалитвинскому району в 2024 году зарегистрировано 229 преступлений, совершенных с использованием IT-технологий.
К сожалению, процент раскрываемости данного вида преступлений очень низок. Так, в текущем году раскрыто всего лишь 65 преступлений, процент раскрываемости составил 25,5 %.
Овладеть деньгами доверчивых граждан — главная цель мошенников, и арсенал их уловок постоянно пополняется.
Основные виды мошенничеств, совершенных в отношении наших граждан в 2024 году.
1. Жертве звонят через мессенджер «Вотцап, Вайбер и т.д.», представляясь сотрудниками службы безопасности банка и сообщают, что необходимо произвести замену номера, прикрепленного к лицевому счету, чтобы предотвратить мошеннические действия.
Для этого предлагается установить на мобильный телефон приложения «RustDesk» и «Zoom».
Приложения «RustDesk» и «Zoom» позволяют мошенникам дистанционно управлять мобильным телефоном жертвы, и открывать приложения «Онлайн банка».
При вводе пароля в приложении «Онлайн банка» у жертвы производятся списания ВСЕХ денежных средств.
2. Хищения денежных средств с использованием приложения-сервиса «BlaBlaCar, АВИТО, ЮЛА и т.д.»
При совершении преступления, злоумышленники используют официальный сайт «Блаблакар.ру», в котором создают аккаунт несуществующего лица (фейковый), предлагающего услуги перевозки пассажиров, где указывают маршрут передвижения. При появлении клиента на указанное направление и уточнение времени и условий поездки, злоумышленник под различными предлогами, предлагает уйти из официального сайта на общение в мессенджеры (Вотцап, Вайбер), в которых клиенту предлагается оплатить поездку, якобы на официальном сайте. После получения согласия клиента, ему по средством мессенжера, поступает ссылка на поддельный (фишинговый) сайт, при переходе по которой, открывается «окно» оплаты внешне схожим с официальным сайтом, где злоумышленник предлагает внести реквизиты банковской карты для оплаты поездки. После ввода реквизитов происходит списание денежных средств, а «фейковый» аккаунт удаляется.
3. Хищения денежных средств под предлогом приобретения билетов в театр (кинотеатр).
При совершении преступления, злоумышленники используют сайт знакомств «Тиндер», с помощью которого, знакомятся с молодыми людьми. Далее, под различными предлогами, злоумышленник предлагает перейти для дальнейшего общения в мессенджер «Телеграмм», где предлагает потерпевшему пойти в театр, кино или на концерт. После получения согласия, потерпевшему по средством мессенжера, поступает ссылка на поддельный (фишинговый) сайт, при переходе по которой, открывается «окно» оплаты внешне схожим с официальным сайтом билетных касс, где потерпевший вносит реквизиты банковской карты для оплаты. После ввода реквизитов происходит списание денежных средств, а «фейковый» аккаунт удаляется.
4. Жертву обвиняют в госизмене за денежные переводы в пользу ВСУ, либо звонки от сотрудников правоохранительных органов пытающихся предотвратить незаконное оформление кредита.
Мошенники звонят клиенту и представляются сотрудниками полиции, следственного комитета, прокуратуры или ФСБ. Сообщают, что сотрудник банка, в котором обслуживается клиент, украл его персональные данные и осуществляет с его счета переводы в пользу армии Украины. А также ответственность лежит на владельце карты, клиент может быть обвинен в государственной измене, за что ему грозит до 20 лет лишения свободы.
Затем мошенники представляются службой безопасности банка и убеждают клиента переводить деньги на их счета и даже брать кредиты, мотивируя это тем, что так они смогут вычислить преступника внутри банка.
5. Заработок на различных интернет-площадок (Биржа, Газпроминвеститции и т.д.).
Граждане самостоятельно, через интернет либо, через звонок, осуществляемый злоумышленниками, становятся участниками различных инвестиционных проектов. Их убеждают поучаствовать в выгодных инвестициях и получить огромную прибыль, зарегистрировав аккаунт на электронной торговой площадке (бирже), которая якобы имеет официальный статус, однако является эмулятором. Так же сотрудники организации убеждают гражданина, что будут консультировать его в ходе торгов и говорить, когда совершить покупку или продажу активов, чтобы сделки гарантировано приносили прибыль. В процессе торгов гражданину дают возможность немного заработать и вывести на свой банковский счет, небольшую сумму денег. После чего, с целью получения еще более высоких дивидендов предлагают перевести на подконтрольные счета злоумышленников крупные суммы денег. Когда человек намерен вывести полученную прибыль, ему под различными предлогами отказывают и убеждают совершить еще несколько гарантированно выгодных сделок, в результате которых ничего не подозревающий гражданин, под полным контролем брокеров, совершает заведомо убыточные операции и теряет все накопления с лицевого счета.
6. Сообщение о взломе Единого портала государственных и муниципальных услуг.
Жертве поступает звонок от злоумышленника, который представляется оператором службы поддержки Единого портала государственных и муниципальных услуг, где сообщается о том¸ что произошел неправомерный доступ к личному кабинету, и для предотвращения необходимо сообщить поступающие на телефон гражданина соответствующие коды. При сообщении кодов злоумышленники получают доступ ко всем сервисам портала с аккаунта жертвы и имеют возможность подать заявку на оформление и получения кредита с последующим переводом денежных средств на подконтрольные счета.
7. Жертве звонят, представляясь сотрудниками операторов сотовой связи «Билайн, Теле2, МТС, Мегафон и т.д.».
Мошенники, представляясь сотрудниками оператора сотовой связи и сообщают, что необходимо обновить приложение оператора связи или улучшить тарифный план, для этого необходимо скачать программу, которая позволит внести вышеуказанные изменения. Для этого предлагается установить на мобильный телефон все те же приложения, которые позволяют мошенникам дистанционно управлять мобильным телефоном жертвы, и открывать приложения «Онлайн банка», с целью хищения денежных средств.
Либо мошенники сообщают, что истекает срок действия договора по оказанию услуг сотовой связи и предлагают его продлить в телефонном режиме. Для продления срока договора на абонентский номер потерпевшего приходит смс сообщение с кодом, который мошенники просят сообщить. После передачи кода, мошенники получают доступ в личный кабинет сотового оператора и заказывают пере выпуск сим карты с материального носителя на виртуальный (Е-сим). Завладев абонентским номером, мошенник получает доступ ко всем банковским картам, страницам социальных сетей, привязанным к абонентскому номеру.
8. Жертве звонят через мессенджер «Телеграмм».
Мошенники представляются руководителями государственных и коммерческих организаций, где осуществляют трудовую деятельность граждане и сообщают, что им поступит звонок от представителей различных служб «ФСБ, МВД, Министерства Юстиции, Прокуратуры, Центрального банка и т.д.», указания которых необходимо выполнить незамедлительно. При поступлении звонка от вышеуказанных служб, жертве сообщают о том, что необходимо провести манипуляции по всем имеющимся банковским счетам и картам, находящимся в пользовании у граждан. В процессе обмана на потерпевшего оформляются многомиллионные кредиты. Данные действия приведут к хищению денежных средств как личных, так и кредитных.
9. Родственник попал в беду.
На телефон пожилых граждан поступает звонок от злоумышленников, которые представляются сотрудником правоохранительных органов, и сообщают о том, что их родственник совершил ДТП (либо попал в ДТП). Чтобы «решить» проблему необходимо передать денежные средства, при этом просят потерпевшего не прерывать разговор. В случае согласия потерпевшего, к нему по месту жительства, за денежными средствами выезжает курьер.
10. Мошенники находят потенциальных жертв через мессенджеры и социальные сети, используют тематические местные чаты, посвященные поддержке участников СВО и сборам помощи для фронта. Особая активизация мошенников отмечается в период получения денежного довольствия.
Схема та же – жертв различными способами убеждают перевести средства на безопасные счета.
Наиболее подверженной мошенничеству категорией граждан остаются пожилые люди.
https://krut.bkobr.ru/press-centr/bezopasnost/3210-informatsiya-po-kyberbezopasnosti#sigProId3eaa41beaa